C чего начинается сериаломания? «Поющие в терновнике»
Наверное, замечательную сагу Коллин МакКалоу «Поющие в терновнике» читали очень многие, поэтому в представлении она не нуждается. Скажу только, что это одна из немногих книг в моей жизни, которая захватила меня настолько, что я проглотила ее буквально за сутки, не отвлекаясь даже на еду. И думаю, я не одна такая.
Моя сериаломания начиналась именно с экранизации замечательной истории любви между простой девушкой Мэгги и священником Ральфом де Брикассаром. Потому что этот десятисерийный фильм — один из лучших примеров того, что в наше время называют мини-сериалами.
Первое, что нужно сказать о фильме «Поющие в терновнике»: это, конечно, праздник души. С каждым кадром удивительно красивого пасторального зрелища душа расцветает вместе с розами в Дроггеде. Благодаря стараниям режиссера Дэрила Дьюка и сценаристов, среди которых, между прочим, сама Колин МакКалоу, вышла в 1983 году очень романтичная история, которая поселилась в сердцах зрителей и долгие годы шагает по дороге жизни вместе с нами.
Мэри Карсон в исполнении Барбары Стэнвик получилась именно такой, как нужно: тяжелая безответная любовь ее героини, нахлынувшая и завладевшая всем ее естеством на закате жизни, пронизывает едва ли не сильнее основной драмы. Она умело сохранила все свои женские достоинства, подаренные молодостью, оставаясь и в обрамлении благородной седины волос красавицей, элегантной и утонченной. Кстати сказать, эта роль предлагалась когда-то Одри Хэпберн. Трудно даже предположить, какой бы тогда получилась Мэри Карсон. Но она была бы, безусловно, совершенно другой.
И хотя богачка преклонных лет в сериале, скорее, отрицательный персонаж, я почему-то всегда очень глубоко понимала ее несчастную, безответную, невозможную, одностороннюю любовь и попытки женщины любыми путями добиться желаемого, и после — желание отвергнутой женщины любыми способами, даже самым страшными, отомстить тому, кто ее отверг. Все это мне очень даже понятно. Как бы то ни было, такие яркие, испепеляющие эмоции может испытывать только очень яркий и сильный человек. Каким она и была, судя по тому, как ей удавалось держать в руках и успешно управлять своим огромным поместьем.
Ральф де Брикассар в исполнении Ричарда Чемберлена невероятно прекрасен — этакий эталон мужчины со всей своей сдержанностью, сводящим с ума слабое женское сердце мужским обаянием. И главный его козырь, которым он окончательно покорил не только Мэгги, но и зрительниц всех возрастов и даже всех вероисповеданий, — это его абсолютная неприкасаемость. Человек, а особенно женщина — создание невыносимое: как только ты понимаешь, что тебе никогда не обладать этим человеком, ты тут же начинаешь дико его желать и, кажется, голову бы положила на то, чтобы добиться желаемого. Кажется, актер идеально подходит для этой роли, но ведь выбор на него пал не сразу: сначала рассматривали кандидатуру Тристана Роджерса («Байки из склепа»). Но роль досталась тому, кому досталась, и это к лучшему, ведь в 1984 году Ричард Чемберлен был награжден Золотым Глобусом в номинации «Лучший актёр мини-сериала или фильма на ТВ» за роль Ральфа де Брикассара.
Честно говоря, поначалу мне не очень понравилась Рэйчел Уорд, которую выбрали на роль Мэгги Клири. Представляла себе ее я совершенно другой, рыжеволосой и более яркой и живой, что ли. Но впоследствии я поняла, что и версия Мэгги в этом исполнении имеет право на существование как собственное режиссерское прочтение образа персонажа. Кстати сказать, на роль Мэгги пробовались Ким Бейсингер, Мишель Пфайффер и Джейн Сеймур. Но именно Рэйчел Уорд повезло стать воплощением Мэгген Клири на экране. Это ее невероятное счастье в жизни, но это и ее печаль: несмотря на то, что карьера ее в кино продолжалась и она даже получила несколько довольно престижных наград, в какой-то степени Рэйчел Уорд стала актрисой одной роли — яркой, драматичной и сильной роли, которой она, безусловно, оставила глубокий след в истории кино и сериалов.
Очень понравилась в фильме Джин Симмонс, исполнившая роль Фионы Клири. Женщина, во взгляде которой — целая судьба, в осанке которой — целая родословная, в терпении которой — полная внутренних страданий жизнь. Честно говоря, это самый сильный образ и самый сильный персонаж в книге и в сериале. Какой невероятной силой духа нужно обладать, чтобы, отвернувшись от своей любви, безропотно приняв все наказания, которым подвергает тебя судьба, идти по жизни все время в гору с этой гигантской ношей на плечах. Фиона — своеобразный эталон женской мудрости, самообладания и достоинства. И у Джин Симмонс получилось воплотить этот персонаж великолепно. С внешностью, которая позволила бы играть самых умопомрачительных светских красавиц (вспомнить хотя бы «Спартак»), актриса невероятно реалистична в роли Фионы.
К сожалению, к выходу фильма-продолжения «Поющие в терновнике: Пропавшие годы» в 1996 году блестящий актерский ансамбль удалось сохранить не полностью: и хотя Ральф де Брикассар остался прежний — его сыграл уже седовласый Ричард Чемберлен, в роли Мэгги мы увидели уже Аманду Донохью, а в роли Фионы — Джулию Блейк, да и во всех остальных ролях были заняты другие артисты. В этом, на мой взгляд, не очень удачном продолжении авторы рассказывают о тех годах, которые не вошли в первую экранизацию, и события в фильме практически неузнаваемы, потому что текст произведения довольно вольно интерпретируется. Хотя нам ли судить? В этом случае Колин МакКалоу также принимала участие в написании сценария, а ей, безусловно, виднее.
Могу бесчисленное количество раз наблюдать, как каждый из героев этого мини-сериала ищет свой терновый куст, чтобы единственный раз в жизни спеть свою самую прекрасную песню, а после нее — хоть конец! Кто-то ищет терновник и находит, а затем со сладкой болью бросается на шипы, понимая, что эти шипы — единственное, что ему нужно в жизни. А кто-то, полюбовавшись на куст издалека, наступает на горло своей самой прекрасной песне, а затем уходит в противоположную сторону.
Мини-сериал «Поющие в терновнике» занял прочное место в моей коллекции любимых сериалов как образец не только отличной экранизации произведения, но и как одна из самых пронизывающих мелодрам за всю историю кино. Кто-то скажет, что это благодаря книге получился такой замечательный фильм, что это именно сама история, рассказанная Колин МакКалоу, настолько интересна и романтична, что обеспечила успех сериалу. История уникальна, это так. Но как объяснить тот факт, что произведение, которое, казалось бы, рождено для того, чтобы стать прекрасным сериалом, больше не имеет экранизаций?