Комедийный ужастик «Убойные каникулы» (2010). Когда пародия лучше оригинала?
Каждый, кто хоть глазком видел американские ужастики, знаком с типичным голливудским сюжетом: компания альтернативно одаренных студентов выезжает на выходные в глухомань, чтобы хорошенько оттянуться на лоне природы. То бишь накуриться травки, перепихнуться и упиться баночным пивом. Местом сейшна обычно избирается богом забытая лачуга в самой глуши леса, где, сидя у костра, можно травить страшные небылицы.
Вторая часть сценария, как правило, сильно варьируется в зависимости от степени извращенности авторов. Подростки могут стать жертвой потусторонних сил, мертвецов, гигантских москитов или, чаще всего, озверевших реднеков, чья страсть заключается в том, чтобы всех случайных прохожих самым ужасным способом умерщвлять, а останки развешивать в своем зловещем жилище в качестве трофеев. Финал, в свою очередь, либо констатирует, что «все умерли», либо оставляет в живых самую симпатичную девицу, которой, если повезет, предстоит повторно схлестнуться с абсолютным Злом в сиквеле.
Калифорниец Эли Крэйг взял и перевернул шаблон с ног на голову. То есть все необходимые элементы присутствуют, только полюсы поменяны. Результатом его трудов стала пародийная комедия ужасов, получившая в нашем прокате совершенно идиотское название «Убойные каникулы». В оригинале фильм называется «Такер и Дейл против Зла» и рассказывает о следующем:
…Два американских колхозника, Такер и Дейл, давно мечтали о загородной фазенде. А что, селяне тоже люди, им тоже хочется забыть о надоях и посевных и отдохнуть телом и душой. Только вместо лубочной избушки парни наскребли денег на раздолбанную хибару, которая, к тому же, раньше принадлежала какому-то маньяку, судя по свисающим с потолка человеческим останкам и характерной подборке газетных вырезок. Но Такер и Дейл — ребята неприхотливые, им бы крышу над головой, да участок для топинамбуров побольше, остальное с пивом потянет.
Но идиллия с пивасиком и рыбасиком не состоялась. Не успели приятели вплотную приступить к отдыху, как на их несчастье по соседству разместилась молодежная тусовка. Городские заприметили колхоз еще на заправке, где Дейл неосмотрительно пытался продемонстрировать свое сельское обаяние. И когда Такер с дружком спасли утопающую Элли, ее друзья всерьез решили, что реднеки пошли в атаку. А что является лучшей тактикой защиты? Правильно, нападение. Только вот студентикам конкретно не везет. Не достигая своей цели, они по собственной глупости мрут, как мухи, дополняя живописный пейзаж своими свежими трупами.
Такер и Дейл в панике, ибо, сами того не ведая, они вдруг стали серийными маньяками. Однако когда разбушевавшаяся молодежь взялась за топоры, друзьям не остается иного выхода, как тоже схватиться за колюще-режущее оружие и отстаивать свои честные имена…
В нынешнем Голливуде модно снимать пародии. Раньше этим занимались лишь избранные личности, вроде мэтра Мела Брукса или трио Цукер, Цукер и Абрахамс, а теперь — все, кому не лень. Что ни хорошо, ни плохо. Разгул горе-пародистов породил много откровенной халтуры, которая даже обсмеять оригинал не в состоянии. Но в то же время некоторые кинодеятели, продолжая добрые традиции Брукса и иже с ним, находят изобретательные решения и соблюдают баланс, не впадая в крайности. Разумеется, кому-то придутся по вкусу и дурацкие буффонады, вроде «Очень страшного кино» и «Знакомства со спартанцами», но лично мне стиль Эли Крэйга понравился куда больше.
Режиссер-дебютант рассудил верно и не стал пародировать все разом, избрав узкую нишу молодежных жутиков типа «Поворот не туда», «Райское озеро» и «У холмов есть глаза». Что позволило ему сконцентрироваться на конкретном сюжете, а не перепрыгивать с шутки на шутку, превращая сценарий в череду бессвязных гэгов и скетчей.
«Убойные каникулы» — это типичная комедия положений, когда черное становится белым и наоборот. Типичная в плане задумки, но не реализации. Крэйг, и за это ему сто очков в карму, не последовал примеру своих бездарных коллег, которые забивают страх шутками про секс и испражнения. Достаточно вспомнить недавний «Дом с паранормальными явлениями», где главные герои неизбежно переводили любой разговор в область ниже пояса. Видимо, полагая, что основной аудиторией ленты будет непроходимое быдло. Крэйг же ориентировался на зрителя, с коим можно поиграть в смысловые аллюзии, а не просто нашпиговать сюжет сортирным юмором и жуткими рожами.
Разумеется, чересчур глубоко копать не придется. Это простая история про недалеких, но дружелюбных сельских парней, коим изначально навешали ярлык. Их злоключения отдаленно напоминают французские комедии с Ришаром и Депардье: увалень Дейл вечно комплексует и страшится женского пола, пока Такер, более мужественный и рациональный персонаж, получает за него все тумаки. Бюджет не позволил создателям пригласить на главные роли звезд, но так даже лучше. Наивного крепыша Дейла сыграл популярный канадский актер Тайлер Лабайн, а роль Такера досталась любимому мною Алану Тьюдику (сериал «Светлячок» и «История рыцаря»), чей комедийный талант явно недооценен. Что касается «пушечного мяса», то среди молодых исполнителей знакомых лиц я не обнаружил, однако актриса Катрина Боуден (Элли) запомнилась не столько своей игрой, сколько оригинальной манерой носить джинсы.
Что характерно, в самой Америке картина в прокате провалилась, обретя второе дыхание за рубежом, в том числе и в России, где «Убойные каникулы» заработали в кинотеатрах почти 43 млн руб., то есть в шесть раз больше, чем на родине. При этом на IMDb у фильма весьма высокий рейтинг — 7,6. Для сравнения, у самой удачной и смешной первой части франшизы «Очень страшное кино» на том же ресурсе оценка составляет 6,1.
Увы, Крэйг не спешит радовать новыми работами. За три года, последовавшие после премьеры «Убойных каникул», он не снял ни одного полнометражного фильма, а его единственным проектом значится пилотная серия телесериала «Зомбилэнд», который должен быть стать своеобразным продолжением пародийного ужастика «Добро пожаловать в Zомбилэнд». Увы, пилот нужного рейтинга не набрал, и проект прикрыли в зачаточной стадии. Будем надеяться, что американец оправится от неудач и снова нас приятно удивит.