Драма «Жизнь Пи» (2012). У семи богов утопающий без глазу?
Среди номинантов 85-й юбилейной церемонии Оскара было, как минимум, две картины, которые действительно заслуживали поощрения. И речь вовсе не о победителе, претенциозной и замешанной на политической злободневности ленте Аффлека, а о вестерне Тарантино и изумительном визуальном шедевре Энга Ли.
Собственно, о «путешествии длиною в жизнь» (именно так звучит слоган приключенческой драмы «Жизнь Пи») мы и поговорим.
Энг Ли, слава богу, не ушел с Оскара обиженным. Киноакадемики предпочли его режиссерский стиль, а также отметили работу оператора (Клаудио Миранда, без сомнения, установил новую планку совершенства), визуальные эффекты и саундтрек. Но в целом «Жизнь Пи» не была осыпана наградами, получив также один Золотой глобус и пару реверансов от британской академии. Не говоря уже о премии канала MTV в категории «Напуган до усрачки», коей «одарили» индийского актера-дебютанта Сураджа Шарму, исполнившего заглавную роль.
…Нареченный в честь известного французского бассейна, индийский мальчик Писин Молитор Патель в детстве был вынужден терпеть множество подколок со стороны сверстников, коим не давала покоя вторая гласная в его имени. Выучив за лето тысячу знаков после запятой в знаменитом бесконечном числе «пи», юный Патель сумел нивелировать свое прозвище до двух букв. Однако математиком не стал, увлекшись поисками истинного Бога.
Еще до первой влюбленности Пи успел возрадоваться Кришне и Вишну, получить хрестоматийный урок доброты от служителя христианской церкви и совершить намаз. Увы, его рациональный отец, бизнесмен и представитель «Новой Индии», не поддержал начинания сына. И даже преподал свой урок дарвинизма, коим серьезно поколебал веру Пи в торжество высшей справедливости.
Не успел юноша как следует влюбиться, как отец вновь разрушил его радужные мечты. Смена политической обстановки вынудила семейство Патель спешно распродавать активы (в том числе и семейный бизнес — зоопарк) и покидать родину в пользу благополучной Канады. Увы, «Ноев ковчег» не добрался до земель обетованных: японский сухогруз попал в шторм, унося на дно Тихого океана всех людей и животных, кроме Пи, зебры, орангутанга, гиены и бенгальского тигра по кличке Ричард Паркер. Именно с последним индийский паренек будет вынужден провести в открытых водах более 220 дней, чтобы обрести новую веру, стать мужчиной и научиться ценить то малое, что дарит тебе судьба…
Разумеется, что неоднозначная оценка картины Энга Ли критиками — это вовсе не случайность и не прихоть. Дело в том, что американский сценарист Дэвид Мэги вполне сознательно оскопил книгу Янна Мартела, выкинув из сценария большую часть философско-религиозного подтекста романа. На поверхности осталось то, что всегда хорошо продается — красочная и жестокая, волевая и эмоциональная история выживания хрупкого юноши посреди бушующего океана. И, разумеется, тигр. За счет этих двух составляющих, даже за неимением в активе дорогих звезд и фанатской базы, лента сумела насобирать в мировом прокате более 600 миллионов долларов. Результат, о котором Энг Ли и продюсеры даже грезить не смели.
Все это лишний раз доказывает, что чем проще история и чем ярче и насыщенней картинка, тем охотнее зритель выворачивает карманы. Чилиец Клаудио Миранда не зря съел свой хлеб и может по праву считаться одним из тех, кто творит чудеса с камерой, а не просто включает/выключает объектив по мановению руки режиссера. Прибавим к этому новомодные 3D-девайсы и десяток контор, трудившихся над спецэффектами. Вот почему «Жизнь Пи», даже в отрыве от глобальных идей, заложенных Мартелом, способна вызвать в вашей душе бурю эмоций, от неподдельного ужаса до умиления. Особо впечатлительные натуры даже всплакнут, но не на той сцене, где японский «Цимцум» аки Титаник идет на дно, а чуть позже, вглядываясь в полные отчаяния и мольбы кошачьи зрачки Ричарда Паркера. Поистине, многие кадры так и просятся в рамку.
Больше всего нареканий и споров вызывает двойственный финал фильма, суть которого я раскрыть, по понятной причине, не могу. Однако ж многие зрители выходили с сеансов в растрепанных чувствах, с ощущением, что тебя обманули за твои же деньги. И это не изобретательный ход «Шестого чувства» (кстати, М. Найт Шьямалан был одним из тех, кто присматривался к экранизации), а явственная и довольно натужная попытка обхитрить самих себя. Концовка ничего не прибавляет к смысловой части, зато серьезно губит общее впечатление от задумки. И поговорка про «плыл, плыл, а на берегу описался» уже не кажется такой уж забавной после двух часов просмотра.
Вот и получается, что за внешним великолепием флоры и фауны (большей частью тоже сотворенной компьютерными асами) кроется довольно примитивная история о мальчике, приручившем тигра в нечеловеческих условиях. При желании можно извлечь из фильма много банальных истин: о дружбе, о самопожертвовании, о взрослении, о Боге и роли человека в картине мира.
Но все эти ценные и нужные мысли в сознании авторов спутываются в большой и витиеватый клубок, выдавливая наружу лишь главную нить — спасение утопающих завсегда остается делом рук самих утопающих. И обещанная нам «пища для ума», увы, всего лишь роскошное пиршество для глаз.