Кто такие тролли? Часть 2

Есть общая черта, которая объединяет всех троллей, независимо от способов их воздействия. Это провокация. Тролль — это всегда провокатор в том или ином виде. Давайте попробуем представить последовательность действий тролля.

Запишу по пунктам:

1. Сбор информации об адресате.2. Обнаружение мишеней воздействия и приманок.3. Привлечение и удержание внимания адресата.4. Понуждение адресата к действию.5. Выигрыш инициатора воздействия.

В основном, полагаю, все верно. Например, в случае, если тролль зашел на форум под чужим ником и начал хамить всем присутствующим: адресат — сообщество форума, мишень — какой-либо пользователь, целью может быть либо общая дестабилизация, либо — заработать бан для жертвы.

Признак, по которому жертва может определить, что она уже является пищей тролля: если при чтении форума или блога, ощущается приступ ярости и потребность кому-то что-либо доказать. Но осознать себя в роли жертвы — явление, прямо скажем, мало привлекательное. Хотелось бы обезопасить себя от нападок на более ранней стадии. Тот случай, когда приходится сталкиваться с троллингом толстым, как откормленный боров, особого внимания не заслуживает. Хамство — оно везде хамство. Это — уже забота модератора, а простому посетителю блога его лучше проигнорировать. Конечно, если у вас возникло непреодолимое желание похамить, то — вперед. Только надо помнить, что в этом случае вы сами переводите себя в разряд жертвы, а у жертвы шансов нет.

Совершенно другое дело, когда тролль ведет тонкую игру. Здесь надо выделить тролля-весельчака. Не такого весельчака, чьи шутки вызывают приступ веселья только у него самого, а такого, который умеет шутить корректно, так, что шутка может вызвать улыбку даже у того, над кем пошутили. Такой троллинг способен оживить общение на блоге и в дозированных, ограниченных объемах может быть даже полезен.

Особую опасность представляет троллинг тонкий, по-своему изысканный, когда не только жертва, но и другие участники обсуждения не сразу понимают, что все они временно работают на кухне. Как распознать такой троллинг? И главное, как выстроить линию защиты? Самое простое — не давать о себе никакой информации. Такой вывод может сделать для себя новый участник проекта после атаки тролля, перейдя, в качестве защиты, из разряда активных участников в разряд пассивных читателей. Ведь даже простенький комментарий может послужить зацепкой для тролля.

Но в нашем случае это неприемлемо. Любая статья, которую автор представил на суд читателей — это уже не зацепка, а «клондайк» для любого тролля. Поэтому особую важность приобретает необходимость осознать, что вами управляют.

Если какой-либо комментарий вызывает внутреннее чувство дискомфорта, то это должно насторожить. Это еще не признак, но если вы почувствовали внутренний дискомфорт, то надо сказать себе «Стоп!». Прежде чем дать ответ на такой комментарий, надо разобраться, чем вызвано это чувство. Кто-то, вероятно, уже говорит: «Правда всегда глаза колет». Да, это может быть дискомфорт, вызванный справедливым, но неприятным комментарием. Однако даже неприятное сообщение может быть написано корректно, а вот для того, чтобы спровоцировать человека на необдуманные действия, его надо вывести из равновесия. Лучший способ для этого — нарушение этики. Справедливый комментарий, написанный с нарушением этики общения, вполне может быть первым шагом к последующему тонкому троллингу.

В своей книге «Режиссура как практическая психология» Ершов П. М. ввел понятие «пристройка» по отношению к взаимодействию между субъектами. Пристройка сверху осуществляется при проявлении своего превосходства (может выглядеть как поучения, осуждения, высокомерные или покровительственные интонации); пристройка снизу — подчинения (виноватые или заискивающие интонации); пристройка рядом — равного партнерства (стремление к сотрудничеству, информационному обмену, повествовательные интонации).

Каждый комментарий, который может быть расценен как троллинг, обязательно является пристройкой сверху, либо заставляет вас занять эту позицию (например, в случае, если целью тролля является жонглирование обсуждаемыми темами). Общение на равных исключает возможность троллинга.

Получив сообщение с верхней или нижней пристройкой, можно, конечно, сразу уйти в пассивную защиту, проигнорировать данный комментарий. Но, может быть, интонации сложились непреднамеренно или это просто ваше видение, или у комментатора по жизни таков стиль общения. Однако никто из нас не обязан тратить свои нервы на общение в неприятной для себя форме. Если комментатор для вас интересен, можно попробовать направить в его адрес сообщение с интонациями «на равных». Вполне возможно, что вас поймут и поправку примут.

И как последний шанс — расставить точки над i. Корректно и аргументированно высказать свое отношение к стилю комментариев, еще раз уточнить свою точку зрения на обсуждаемый вопрос, главное, не допустить эмоций (архисложная задача для россиянина). Представьте в этот момент, что вы общаетесь не с человеком, используя компьютер, а просто с компьютером. Можно ли испытывать эмоции к бесчувственной железяке? Только не надо кричать на весь Интернет: «Ты меня затроллил!» В этом случае за тролля примут вас.

Ну, и если вы человек рискованный и наличие защитного экрана в виде монитора нисколько не умаляет вашего желания рисковать, можете ответить сообщением, тоже содержащим в себе «пристройку сверху». Только не забывайте, что ваш оппонент рассчитывал на то, что вы примете его доминирование как должное, следовательно, ваш отказ от этого сценария будет конфликтогеном, и общение, скорее всего, пойдет на повышенных тонах. Сможете ли вы с этим справиться? Или допустите всплеск эмоций, после которого еще долго на душе будет мерзко и пакостно, а где-то там, на другом конце «интернет-провода», кто-то плотоядно облизнется. А оно вам надо?




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: