«Вампирские сериалы», или Что бы еще такого посмотреть про вампиров? Часть 1
Я не буду ни ругать, ни хвалить вампирские сериалы и вампирскую тематику в культуре вообще и в кино в частности. Знаю только, что это, безусловно, явление и с этим явлением, безусловно, нужно считаться. О чем говорит повальное увлечение молодежи вампирами?
Мы знаем, что в кино человечество показывает то, что хотело бы видеть в реальной жизни. Хотели бы мы в реальной жизни любить вампиров? Нет. Хотели бы мы видеть рядом с собой неуязвимых мужчин и нестареющих женщин? Да. А кровь друг другу мы и так пьем с завидным постоянством, хоть и в переносном смысле.
Пишу для тех, кому нравится вампирская тематика, кто смотрит вампирские сериалы и периодически задается вопросом, что бы еще такого посмотреть о вампирах. Кино о вампирах мы не трогаем, потому что, во-первых, здесь многое уже сказано, а во-вторых, потому что примеры вампирских экранизаций настолько разные, что ставить их в один ряд даже как-то неудобно. Думается, о каждом более-менее заметном вампирском фильме нужно писать отдельно.
Поэтому для всех любителей вампирских сериалов я предлагаю небольшой обзор тех телешоу, которые заслуживают внимания. Какие-то из них хороши настолько, чтобы остановиться на них более подробно, какие-то были незаслуженно закрыты после первого сезона, а какие-то — заслуженно. «Мрачные тени» («Dark Shadows») (1966)
Вампирская сериаломания началась вовсе не с «Дневников вампира», как ошибочно думают многие. Первыми, кто начал культивировать эту тему в сериалах, были создатели сериала «Мрачные тени» («Dark Shadows») в 1966 году. Режиссеры Лела Свифт и Генри Каплан стали первопроходцами в жанре готической мыльной оперы, рассказав в тысяче с лишним эпизодах историю о гувернантке Виктории Винтерс, приехавшей работать в семью Коллинсов в Коллинвуд. Жизнь этой удивительной семьи окружена непонятной тайной, в самый эпицентр которой попадает молоденькая гувернантка. Впрочем, всю эту историю знают те, кто смотрел недавний фильм «Мрачные тени» с Джонни Деппом, сыгравшим Барнабаса Коллинса, ведь он снят как раз по мотивам и под впечатлением от сериала. «Дракула» («Dracula: The Series») (1990)
Далее вампирскую тематику использовал и сериал «Доктор Кто» в 1980 и 1989 годах, и еще много телешоу, менее популярных. Внимания заслуживает, пожалуй, сериал «Дракула» («Dracula: The Series») 1990 года — это американско-канадское телешоу стало, в своем роде, предвестником появления и «Баффи», и «Дневников вампира», и всех тех радостей, которые мы сейчас имеем.
Сюжет сериала крутится вокруг поездки двух американских мальчишек в гости к своему европейскому дедушке Густаву Хельзингу, который на поверку оказывается не кем иным, как охотником на вампиров и прочую нечисть. Дело его жизни — поимка и обезвреживание миллиардера-промышленника Александра Лукарда, он же граф Дракула собственной персоной. В касте сериала задействованы Бернард Беренс («Коломбо»), Джорди Джонсон («Пси Фактор», «Английский пациент»), Миа Киршнер («Дневники вампира», «24 часа»), а также Джерент Вин Дэйвис («Матрица», «Горец»).
После появления «Настоящих охотников за привидениями» в 1986 году и знаменитой серии «Поездка в Трансильванию» («Transylvanian Homesick Blues») о том, как охотников пригласил в свой замок в Булдавии граф Восток, вампирами заинтересовались всерьез. Сначала вышел сериал «Бессмертный Найт» или «Рыцарь навсегда» о детективе Николасе Брабанте, восьмисотлетнем вампире, который идет на отчаянный риск, распутывая сложнейшие преступления, глотает чесночные таблетки, чтобы разгуливать на солнце, и периодически получает ожоги от распятия. В роли детектива-вампира снялся вышеупомянутый Джерент Вин Дэйвис.
Далее мы увидели сериал «Горец», который снискал, помнится, потрясающую популярность среди российского зрителя. Там был удивительный Эдриан Пол в роли Дункана Маклауда, бессмертного четырехсотлетнего воина, путешественника и любовника. Сражаясь с бессмертными в каждой серии, Дункан, конечно, не избежал и встреч с вампирами. «Баффи — истребительница вампиров» («Buffy the Vampire Slayer») (1997−2003)
Но настоящий всплеск вампиромании произошел в 1997 году, когда на экраны вышел молодежный сериал «Баффи — истребительница вампиров», главную роль Баффи Саммерс в которой исполнила известная сегодня актриса и супруга Фредди Принца-младшего Сара Мишель Геллар.
Это сериал о простой американской девочке, которая невероятно тяготится своими супергеройскими способностями уничтожать вампиров, но вынуждена ежедневно спасать мир, прогуливая школу, поставил на уши все молодое поколение на всех континентах, включая юных россиян.
Прелесть сериала заключалась в том, что все перипетии борьбы главной героини с вампирами развивались на стыке комедии и ужасов, однако с каждым сезоном эта прелесть утрачивалась и сериал становился все более драматичным и напичканным спецэффектами в угоду сериальной моде. В результате в 2003 году сериал закрыли, впрочем, для первопроходца вампирской тематики семь сезонов — очень неплохой показатель.
Из «Баффи» вышли и вскоре стали звездами Элисон Ханниган («Американский пирог», «Как я встретил вашу маму»), Мишель Тахтенберг («Сплетница», «Доктор Хаус»), Дэвид Борианаз («Кости», «Ангел»), Николас Брендон («Частная практика», «Мыслить как преступник», «Женаты… с детьми»), Каризма Карпентер («Игра в ложь», «Вероника Марс», «Зачарованные», «Ангел», «Университет», «Сверхъестественное»), а также Элайза Душку («Добейся успеха», «Поворот не туда») и Марк Блукас («Необходимая жестокость», «Касл», «Обмани меня»).
Эстафету «Баффи» тут же подхватили многочисленные сериалы, авторы которых, воодушевившись вампирским успехом, тоже решили отхватить кусок пирога, введя вампиров в свои сюжеты. Так с вампирами боролись главные герои Малдер и Скалли из «Секретных материалов», «Зачарованные», а также начинающий супергерой Кларк Кент из сериала «Тайны Смолвилля».
Нельзя не упомянуть сериал «Порт Чарльз», вышедший в 1997 году на канале ABC, который, хоть и имел очень низкие рейтинги, тем не менее неоднократно выдвигался в качестве номинанта на премию «Эмми». В сериале отметились такие звезды, как Крис Уайли («Вероника Марс», «Баффи») и Дебби Морган («Говорящая с призраками», «Зачарованные»). «Голод» («The Hunger») (1997)
По-настоящему вампирским стал сериал «Голод» («The Hunger»), который вышел из американо-канадско-британского производства в 1997 году. Примечателен он уже тем, что его создателями стали Том и Ридли Скотт, которые захотели таким образом развить историю, рассказанную ими в одноименном фильме. Это был именно готический сериал высшей пробы, в основу сюжета которого легли произведения Эдгара По и Брайана Ламли, а также Роберта Блоха, Дэвида Моррела.
Каст сериала также безупречен: здесь снялись Дэвид Боуи и Теренс Стэмп, Дэниэл Крэйг («Девушка с татуировкой дракона», «007: Координаты «Скайфолл») и Джейсон Флеминг («Карты, деньги, два ствола», «Черное зеркало»), Лена Хиди («Игра престолов», «Белый воротничок») и Эрик Робертс («Красавцы», «Одиссей»), Брук Смит («Анатомия страсти») и Чад Лоу («Кости», «Милые обманщицы»).
Сериал «Голод» — это не легкая готическая мелодрамка и не фэнтезийное зрелище, это именно качественные ужасы, сдобренные скоттовским умением визуализировать эмоции и слабостью к качественной красивой картинке, оставшейся со времен их работы в рекламе. Если вы смотрели «Чужого» и «Прометея», то вы понимаете, чего ожидать от сериала «Голод». Здесь вампиры на солнце не сверкают и не встают на путь самосовершенствования.
Но настоящий бум вампирских сериалов пришелся на 2005−2006 год, когда вышел «Блэйд» («Blade: The Series»), вышли канадские «Кровные узы» («Blood Ties») с потрясающим Кайлом Шмидом и Кристиной Кокс в главных ролях, где в основу сюжета легли книги Тани Хафф. Заметьте, все это было еще до выхода на экраны фильма «Сумерки», с появлением которого многие ошибочно связывают старт вампиромании.