Почему дети задают так много вопросов?
Старший дошкольник – это маленький фантазер, неутомимый исследователь, философ, постоянно познающий неопознанное. Мы, взрослые, окружающие наших «фантазеров», должны поддерживать процесс построения гипотез и поиска их доказательства, стимулировать интересы наших детей.
Ребенка старшего дошкольного возраста, у которого развит познавательный интерес, характеризуют желание задавать вопросы и способность находить ответы на них. Такой ребенок склонен к экспериментированию, к активной поисковой деятельности. Он может длительно сосредотачиваться на интересующей его проблеме: изучать жизнь муравейника; экспериментировать – какие предметы плавают, а какие тонут; придумывать новые конструкции. При усвоении новых знаний он задает взрослому много вопросов, пытается самостоятельно найти связь с личным опытом, высказывает оригинальные догадки, предположения, иными словами, проявляет творческое отношение к объекту и процессу познания.
Таким образом, показателем интереса ребенка служат его вопросы и суждения. Благодаря вопросам ребенок постигает мир вокруг себя.
Причины возникновения детских вопросов
Период вопросов у дошкольника служит выражением изменений во взаимоотношениях между мышлением и речью, между его практической и интеллектуальной деятельностью. В процессе совместной деятельности с взрослым у дошкольника появляется ряд задач, которые он пытается решить как самостоятельно, так и с помощью взрослых. Речь активно включается в процесс решения этих задач, предваряя действие. Старший дошкольник подходит к решению проблемы уже во внутреннем плане, выдвигая готовое словесное решение без обращения к практическим действиям. На этой основе возникают детские вопросы.
В дошкольном возрасте значительно расширяются границы познания. Ребенок все чаще встречается с новыми непознанными, непонятными для него объектами окружающего мира. Можно назвать следующие причины возникновения вопросов у детей:
Во-первых, дошкольник пытается найти «новому» место среди ранее усвоенных знаний, подобрать соответствующее определение.
Во-вторых, вопросы появляются, когда возникает противоречие между прошлым опытом ребенка и тем, что он видит и узнает.
В-третьих, дошкольник ставит вопросы и тогда, когда хочет убедиться в правильности своего вывода (это категория вопросов-гипотез).
Таким образом, с помощью вопросов дети стремятся познать то, что им еще не известно и не совсем понятно. Вопросы носят познавательный характер и свидетельствуют о развитии любознательности, стремлении познать окружающий мир.
Роль взрослого в возникновении детских вопросов
Одним из главных условий развития способности задавать вопросы является позиция взрослого. Он учит ребенка видеть и формулировать проблему – ставить вопрос и отражать результаты познания. Отсюда значимым является отношение взрослого к спонтанным детским вопросам. Взрослый должен предоставить ребенку возможность самостоятельного поиска ответов, что в дальнейшем научит его думать, рассуждать, предпринимать попытки разрешить возникший вопрос. Заняв такую позицию, взрослый открывает путь к формированию самостоятельности и критичности детской мысли.
В то же время он должен постоянно побуждать детей «спрашивать». Роль взрослого в этом процессе сводится к тому, чтобы создавать специальные объекты или ситуации, стимулирующие интеллектуальную активность ребенка и умение задавать вопросы.
На все вопросы детей надо отвечать точно и доступно. Более того, нужно похвалить за хороший вопрос, за желание узнать. Но еще лучше, если взрослый будет, с пониманием относясь к незнанию ребенка, побуждать его самостоятельно находить ответы на вопросы в словарях, справочниках, книгах, энциклопедиях.
Взрослым необходимо помнить еще об одном существенном моменте: они должны научить дошкольника не только задавать вопросы, но и формулировать вопросы так, чтобы они провоцировали к ответу и мыслительной деятельности.
Чтобы дети не боялись задавать вопросы, надо убедить их в том, что не знать что-то не стыдно. Стыдно не узнать, если можно это сделать. Надо убедить детей, что задавать вопросы – это полезно: «Ты больше будешь знать, когда найдешь ответы». Необходимо поощрять детей, задающих вопросы: «Молодец, ты задал хороший вопрос, значит, ты следишь за ходом мысли, думаешь». И хвалить ребенка не только за хорошие ответы, но и за хорошие вопросы: «Кто ничего не спрашивает, тот ничему не научится. Хочешь быть умным – научись задавать вопросы».
Взрослый не должен смеяться над ребенком, задавшим слабый вопрос. Нужно помнить, что он имеет право на ошибку. Поэтому лучше учить детей задавать уточняющие вопросы, которые помогут им разобраться в возникшей проблеме.
Ответы детей на вопросы
Можно выделить несколько причин того, почему дошкольники не отвечают на вопросы или отвечают плохо:
Не знают ответа и боятся это показать.
Знают, но боятся ошибиться; не знают, с чего начать ответ; долго думают, а взрослый этого не хочет ни понимать, ни принимать.
Ребенку совершенно неинтересен вопрос.
Основной подход в обучении детей умению отвечать на вопросы заключается в создании дружелюбной, раскованной обстановки, которая дает ребенку абсолютную уверенность, что над ним не будут смеяться.
Елена Смолер, http://vscolu.ru
Ребенка старшего дошкольного возраста, у которого развит познавательный интерес, характеризуют желание задавать вопросы и способность находить ответы на них. Такой ребенок склонен к экспериментированию, к активной поисковой деятельности. Он может длительно сосредотачиваться на интересующей его проблеме: изучать жизнь муравейника; экспериментировать – какие предметы плавают, а какие тонут; придумывать новые конструкции. При усвоении новых знаний он задает взрослому много вопросов, пытается самостоятельно найти связь с личным опытом, высказывает оригинальные догадки, предположения, иными словами, проявляет творческое отношение к объекту и процессу познания.
Таким образом, показателем интереса ребенка служат его вопросы и суждения. Благодаря вопросам ребенок постигает мир вокруг себя.
Причины возникновения детских вопросов
Период вопросов у дошкольника служит выражением изменений во взаимоотношениях между мышлением и речью, между его практической и интеллектуальной деятельностью. В процессе совместной деятельности с взрослым у дошкольника появляется ряд задач, которые он пытается решить как самостоятельно, так и с помощью взрослых. Речь активно включается в процесс решения этих задач, предваряя действие. Старший дошкольник подходит к решению проблемы уже во внутреннем плане, выдвигая готовое словесное решение без обращения к практическим действиям. На этой основе возникают детские вопросы.
В дошкольном возрасте значительно расширяются границы познания. Ребенок все чаще встречается с новыми непознанными, непонятными для него объектами окружающего мира. Можно назвать следующие причины возникновения вопросов у детей:
Во-первых, дошкольник пытается найти «новому» место среди ранее усвоенных знаний, подобрать соответствующее определение.
Во-вторых, вопросы появляются, когда возникает противоречие между прошлым опытом ребенка и тем, что он видит и узнает.
В-третьих, дошкольник ставит вопросы и тогда, когда хочет убедиться в правильности своего вывода (это категория вопросов-гипотез).
Таким образом, с помощью вопросов дети стремятся познать то, что им еще не известно и не совсем понятно. Вопросы носят познавательный характер и свидетельствуют о развитии любознательности, стремлении познать окружающий мир.
Роль взрослого в возникновении детских вопросов
Одним из главных условий развития способности задавать вопросы является позиция взрослого. Он учит ребенка видеть и формулировать проблему – ставить вопрос и отражать результаты познания. Отсюда значимым является отношение взрослого к спонтанным детским вопросам. Взрослый должен предоставить ребенку возможность самостоятельного поиска ответов, что в дальнейшем научит его думать, рассуждать, предпринимать попытки разрешить возникший вопрос. Заняв такую позицию, взрослый открывает путь к формированию самостоятельности и критичности детской мысли.
В то же время он должен постоянно побуждать детей «спрашивать». Роль взрослого в этом процессе сводится к тому, чтобы создавать специальные объекты или ситуации, стимулирующие интеллектуальную активность ребенка и умение задавать вопросы.
На все вопросы детей надо отвечать точно и доступно. Более того, нужно похвалить за хороший вопрос, за желание узнать. Но еще лучше, если взрослый будет, с пониманием относясь к незнанию ребенка, побуждать его самостоятельно находить ответы на вопросы в словарях, справочниках, книгах, энциклопедиях.
Взрослым необходимо помнить еще об одном существенном моменте: они должны научить дошкольника не только задавать вопросы, но и формулировать вопросы так, чтобы они провоцировали к ответу и мыслительной деятельности.
Чтобы дети не боялись задавать вопросы, надо убедить их в том, что не знать что-то не стыдно. Стыдно не узнать, если можно это сделать. Надо убедить детей, что задавать вопросы – это полезно: «Ты больше будешь знать, когда найдешь ответы». Необходимо поощрять детей, задающих вопросы: «Молодец, ты задал хороший вопрос, значит, ты следишь за ходом мысли, думаешь». И хвалить ребенка не только за хорошие ответы, но и за хорошие вопросы: «Кто ничего не спрашивает, тот ничему не научится. Хочешь быть умным – научись задавать вопросы».
Взрослый не должен смеяться над ребенком, задавшим слабый вопрос. Нужно помнить, что он имеет право на ошибку. Поэтому лучше учить детей задавать уточняющие вопросы, которые помогут им разобраться в возникшей проблеме.
Ответы детей на вопросы
Можно выделить несколько причин того, почему дошкольники не отвечают на вопросы или отвечают плохо:
Не знают ответа и боятся это показать.
Знают, но боятся ошибиться; не знают, с чего начать ответ; долго думают, а взрослый этого не хочет ни понимать, ни принимать.
Ребенку совершенно неинтересен вопрос.
Основной подход в обучении детей умению отвечать на вопросы заключается в создании дружелюбной, раскованной обстановки, которая дает ребенку абсолютную уверенность, что над ним не будут смеяться.
Елена Смолер, http://vscolu.ru
Отзывы и комментарии