Перспективы создания торговой площадки для госзаказов

На данный момент все Электронные Торговые Площадки Российской Федерации делятся на 2 типа: торговые площадки для коммерческих заказчиков и площадки для размещения госзаказов.

В целях повышения эффективности размещения государственного заказа, а также для противодействия коррупции в сфере государственного финансирования, Правительством Российской Федерации был принят ряд федеральных законов. В частности: федеральный закон 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" от 2 июля 2005 г.; Постановление Правительства РФ от 17 марта 2008 г. № 179 о пользовании сайтами в сети Интернет, на которых осуществляется проведение открытых аукционов в электронной форме; распоряжение Правительства РФ от 27 февраля 2008 г. № 236-р: определившее перечень товаров (работ, услуг), размещение заказов, на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона. Кроме того, Распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 г. № 755-р были определены три электронные торговые площадки, на которых должно было осуществляться практическое проведение открытых аукционов в электронной форме.

С 1 июля 2010 года федеральные государственные заказчики, а с 1 января 2011 года заказчики субъектов Российской Федерации и муниципальные заказчики обязаны проводить открытые аукционы в электронной форме.

Согласно приказа Минэкономразвития России от 26 октября 2009 г. № 428 "Об утверждении Порядка отбора электронных площадок в целях проведения открытых аукционов в электронной форме" и приказа Минэкономразвития России и ФАС России от 14 ноября 2009 г. №466/763 "О проведении отбора электронных площадок в целях проведения открытых аукционов в электронной форме" к 1 января 2010 года был осуществлен отбор пяти электронных торговых площадок.

В перечень отобранных площадок попали: ЗАО "Сбербанк-АСТ"; ОАО "Единая электронная торговая площадка"; ГУП "Агентство по государственному заказу Республики Татарстан"; а также площадки ЗАО "Московская межбанковская валютная биржа" и ОАО "РТС".

В целом областью работы ЭТП является обеспечение проведения торгов по размещению государственного заказа. Объем госзаказа РФ в 2009 году составил 4 трлн. рублей. Размер государственного заказа РФ в 2010 году, вместе с гособоронзаказом, составляет 5 трлн. рублей. Согласно заявлению заместителя министра экономического развития Анны Поповой, с 2010 года вступают в силу поправки в федеральное законодательство, согласно которым более 70% заказов будут размещаться на утвержденных Правительством РФ электронных площадках. Иными словами, речь идет о рынке товаров, работ и услуг суммарной стоимостью не менее 2,8 трлн. рублей.

Следует отметить, что, по заявлению главы Федеральной антимонопольной службы, Игоря Артемьева, ФАС не исключает, что какая-то из электронных торговых площадок может стать монополистом. Если одна из них захватит более 35% рынка, то попадет под пристальное внимание службы. С учетом указанного, реальная доля рынка, доступная к занятию одной электронной площадки, в 2010 году составляет порядка 980 млрд. рублей.

Согласно положениям закона 94-ФЗ, при проведении открытого аукциона в электронной форме, во время публикации извещения о проведении торгов, заказчик обязан установить размер так называемого страхового обеспечения, которое колеблется от 0,5 до 5% начальной суммы контракта. Поставщики, желающие принять участие в торгах, обязаны завести эти средства со своего счета на счет электронной площадки на время проведения процедуры торгов. Расчеты показывают, что при суммарном объеме государственных закупок на одной торговой площадке 980 млрд. рублей, объемы ежегодного обеспечения при одном участнике размещения заказа составляют от 4,9 до 49 млрд. рублей. Учитывая, что для признания торгов состоявшимися, по закону требуется наличие не менее чем двух поставщиков, подавших заявку на участие, то минимальный размер обеспечения будет составлять от 10 до 100 млрд. рублей. По действующим регламентам, обеспечение заводится на площадку на срок не менее 20 дней. При средней банковской ставке на остатки на счетах на уровне 3 - 4 % годовых, доход электронной площадки может составлять около 4 млрд. рублей в год. Именно эти средства являются основным видом дохода электронной торговой площадки. По сравнению с ним доход от процедуры технического обеспечения проведения торгов, составляющий 3 000 рублей за одни торги, является несущественным.

Для того чтобы обоснованно претендовать на успешное включение новой электронной площадки в перечень отобранных Минэкономразвития РФ, необходимо обеспечить соблюдение следующих условий:

Электронная торговая площадка должна иметь продолжительную успешную историю в области проведения электронных торгов;

Площадка должна представлять собой сильный бренд в банковской среде. Так, например, из пяти ныне отобранных площадок, реально лидирующую роль в данном сегменте рынка играют только две: ЗАО "Сбербанк-АСТ", являющаяся дочерней компанией ОАО "Сбербанк России" и ОАО "Единая электронная торговая площадка" - дочерняя структура ОАО "Банк Москвы";

Площадка должна располагать необходимой технической базой для развертывания и функционирования соответствующего программного обеспечения. Площадка должна обладать штатным персоналом, имеющим большой опыт в области электронных торгов;

Исходя из вышесказанного, можно заключить, что создание электронной торговой площадки для госзаказов - процесс трудоемкий и не однодневный. Но при текущем уровне правовой защищенности от недобросовестной конкуренции, даже молодая компания, при исполнении всех вышеперечисленных условий, сможет создать свою собственную Электронную Торговую Площадку.


Амбит-Трейд



Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: